Ковровое напольное покрытие, Ковер.

Одна юная принцесса любила играть на лугу среди прекрасных цветов. Как-то раз к ней явилась Нут, богиня неба, – и предрекла, что с принцессой всегда пребудут красота и счастье, но при одном условии: если она сможет посещать эту лужайку каждый день… В скором времени отец решил выдать ее замуж в далекую страну. А чтобы красота и счастье не покидали девушку, ей в приданое соткали ковер, на котором была изображена точная копия любимой лужайки… И много лет прожила в счастье красивейшая из женщин, став любимой и единственной женой фараона Эхнатона. Звали ее Нефертити.

Такова древняя легенда о появлении первого в мире ковра.

По правде говоря, до сих пор точно не установлено, где впервые появились ковры: у египтян, шумеров или китайцев… Многие историки склонны считать, что ковры изобрели кочевники Центральной Азии: они стали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро соорудить себе жилище. Ковры защищали от песка и ветра, сырости и холода, позволяли быстро разгородить помещение. Ковер мог стать входной дверью шатра или ее теплым полом. К тому же, легкие, компактные, ковры были очень удобны при транспортировке.

Древние греки считали, что ткать ковры людей научила богиня Афина. Египтяне же приписывали эту заслугу Исиде - сестре и супруге Осириса, матери всех фараонов. К слову, именно из гробницы фараона Тутмоса IV извлечены самые древние ковры: они сотканы более 3,5 тысячелетий назад... Что касается России, то здесь найден ковер-«патриарх» на Алтае: в 1949 г. его обнаружил русский археолог С. Руденко при раскопках царского могильного кургана… Возраст этого артефакта, хранящегося ныне в Эрмитаже, составляет 2500 лет. Как ни странно, сохранился он благодаря... могильным ворам! Дело в том, что в древней царской усыпальнице был захоронен не только ковер, но и другие ценности – по всей видимости, немалые. Однажды могилу варварски разграбили: унесли почти все, кроме ковра, который оказался ношей неудобной и слишком заметной. Уходя, грабители не позаботились вновь закопать могилу – и туда проникла вода. В результате ковер замерз и, оставшись лежать в слое вечной мерзлоты, избежал разрушительного действия времени…

С седой древности люди не мыслили о ковроткачестве иначе, как о даре, ниспосланном с небес. На Востоке ковер всегда был самой главной вещью в быту: он - и кибитка, и ложе, и принадлежность для молитвы, и подарок невесты жениху, и предмет культа, и произведение искусства. Постепенно ковер превратился из предмета первой необходимости для кочевников в символ достатка, хорошего вкуса и стабильности. В богатых шатрах подчас лежали целые штабеля ковров, демонстрируя высокое общественное положение хозяев. Ткали ковры на дому для личного пользования или в подарок. И лишь в начале нашей эры в мастерских и мануфактурах Персии и Малой Азии началось производство ковров на продажу.
Известно, что персы умели ткать ковры еще в эпоху Кира Великого, который к 530 г до н. э., подчинив себе многие государства, основал одну из самых крупных империй Востока. Великолепными коврами был украшен дворец Кира, а затем и его гробница… Когда Персия вошла в Арабский Халифат и стала исламской страной, - в этот период с персидского ковра исчезли изображения людей и животных, сменившись растительными орнаментами. Позднее в Исфахане, в Тебризе, Кермане, Кашане, Язде, Ширазе и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали шедевры коврового искусства. Многие из тогдашних ковров были сотканы из шелка, и в самые драгоценные из них вплетали золотые и серебряные нити.

В Европу ковры с Востока стали проникать с рыцарями, возвращавшимися из крестовых походов. Это привело к активному использованию ковров в средневековом интерьере. Обширные залы в замках украшались длинными лентами ковров; они стали выполнять функцию «мобильной фрески». Ковровые панно-свитки легко сворачивались в рулон, переносились из одного интерьера в другой… Их использовали и в качестве передвижных перегородок, меняющих по желанию хозяев размеры и пропорции помещений.

Из знаменитых европейских ковров следует назвать ковер «Апокалипсис», изготовленный для Людовика Анжуйского в 1378 г., и «Ковер из Байе», содержащий 90 картин, посвященных походу норманнов в Англию.

В средневековой Европе ковер представлял собой неотъемлемую принадлежность церкви и короля. В соборах коврами завешивали стены, их стелили перед алтарем. При Людовике XIV, Короле-Солнце, никто не смел ступить на ковер без разрешения короля! Ковер считался таким же знаком королевского достоинства, как держава со скипетром. А при Генрихе IV, в 1624 году, в Париже - в помещениях бывшей мыловарни «Савонери» основали мануфактуру по производству ковров ручной работы. Так началось шествие по миру ковров «Савонери». Они изготавливались только на заказ, рисунки для них создавали величайшие художники того времени.

В 1839 г. началось промышленное производство ковров. Правда, машины не могли обеспечить их высокое качество и художественную ценность. Поэтому ковры ручной работы сильно выросли в цене. Ушлые мошенники, чтобы «состарить» новые ковры, окуривали их дымом, травили кислотой и щелочью, закапывали в землю и даже натирали кофейной гущей…

Сохранились тысячи очень древних ковров ручной работы - как ворсовые, так и гладкие, выполненные в гобеленовой технике с разрезанными кромками. Такие ковры называют «килимами» в Турции, «паласами» на Кавказе и «гилемами» в Персии. Ныне старинные и современные авторские ковры продаются на аукционах за астрономические суммы. Так за 2,5 млн. $ на аукционе Кристи ушел с молотка персидский «Тебриз», сотканный в XVI веке в эпоху правления Сефевидов; до нашего времени дошли считанные ковры этого времени. Шелковый килим той же эпохи обошелся новому владельцу в 1,4 млн $. Европейские ковры намного дешевле восточных, но все равно цены впечатляют: английский шелковый ковер, сотканный в 1600 г., был продан за 680 тыс. $!

Интересно, что за тысячелетия, прошедшие со дня появления первых ковров, технология ковроткачества почти не претерпела изменений. Ковры изготавливают из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и - с середины 19 века - машинной работы, ворсовые и безворсовые; бывают также вязаные и вышитые. К наиболее известным относят персидские, китайские, непальские, марокканские, турецкие.

Особенно ценятся во всем мире персидские ковры - за красоту, добротность и долговечность. Нередко эти творения умельцев служат своим хозяевам не одно столетие. Самые лучшие ковры ткутся девочками от 9 до 15 лет, потому что для этой кропотливой, почти ювелирной работы необходимы тонкие пальцы. Представьте себе: на одном квадратном сантиметре мастерицы умудряются завязать от 50 до 200 узелков! Получается, что в ковре площадью 15 квадратных метров - несколько миллионов узелков.

В старину существовал оригинальный способ доработки изделий. Ковер бросали на мостовую, чтобы по нему прошлись тысячи пешеходов. После этого он становился мягче, и оставалось только отмыть его от грязи. Умельцы знали, что настоящий персидский ковер никогда не разорвется, а краски не потускнеют. Сегодня ковры кладут на специальный вибростенд, на котором они выбиваются механическим способом.

До недавнего времени самым большим в мире считался ковер в мечети султана Кабу в столице Омана. Но в сентябре 2005 года мечетью шейха Зайеда в Объединенных Арабских Эмиратах был заказан новый ковер-рекордсмен. Его начали изготавливать на трех отдельных иранских предприятиях в городе Нишапур: когда три куска будут готовы, их соединят. Общая длина ковра составит 135 метров, ширина - 46 метров, на его изготовление уйдет 47 тонн шерстяной и хлопковой пряжи. Ковер ткут 1200 мастериц под наблюдением пятидесяти лучших ковроделов страны. Им предстоит завязать более 2-х миллиардов узелков. Завершить изготовление гигантского ковра планируют в 2007 году, и он будет стоить 8,5 млн. $.

По сей день у многих восточных народов старый добрый ковер слывет самым надежным оберегом... Будто бы сегодня человечеством утеряны знания, с помощью которые можно расшифровать магическое значение тех или иных орнаментов – но они все равно притягивают духов, стерегущих жилище от бед, и удерживают в нем счастье и удачу. А о целебных свойствах натуральных шерстяных ковров рассказывали легенды еще средневековые лекари.

Как бы там ни было, но одно несомненно: ковры и поныне ничуть не утратили свою актуальность. Они способны радикально изменить надоевший интерьер, создать уют в пустом и необжитом доме, придать индивидуальность безликому офису. Сегодняшний день – это шикарные ковры в Кремле, на которых принимают гостей руководители нашей страны, дорожки в коридорах госучреждений, по которым снуют секретарши и чиновники, красный ковер на Каннской лестнице… И если вы сошли с самолетного трапа (вышли из автомобиля, спрыгнули с лошади), а перед вами расстилают ковровую дорожку... Значит, вы – ого-го, какой уважаемый человечище!

Впрочем, если и не расстилают – тоже ничего страшного. Вы вполне можете и сами доставить себе такое удовольствие. Просто купите хороший ковер. Только не торопитесь с выбором. Ведь ковер – это как возлюбленная или лучший друг: на всю жизнь! Ценность неподвластная времени…

Hosted by uCoz